12 декабря в предновогодней Москве произошло невообразимое, и обычно недоступный для простых творцов и скромных любителей авторской анимации пафосный Marriott Radisson Olympic Hotel гостеприимно открыл свои роскошные залы для торжественной церемонии награждения победителей Первого международного Фестиваля Авторского Анимационного Фильма или просто ФААФ’2013.
По новой фестивальной традиции всем гостям уже при входе предлагали фрукты, легкие закуски, шампанское и другие напитки алкогольные и не очень, а все желающие могли сделать памятные фотографии на фоне символики ФААФ и его организаторов.
Живая музыка скрипичных и духовых инструментов добавляла гармонии в атмосферу церемониального события, а заодно уместно подчеркивала торжественность момента и помогала унять волнение участников в ожидании окончательного решения Большого Жюри о победителях в четырех классических номинациях: лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшая визуализация и лучший звук.
А в состав международного жюри вошли: режиссёр рекламы Михал Саблинский, переводчик сценариев Тэтчер Майнс, режиссёр-аниматор Светлана Ельчанинова, руководитель компании по теледистрибуции, продюсер Ольга Миронова, писатель Вадим Левенталь и исполнительный продюсер, переводчик сценариев Тобин Обер, ставший его председателем.
По инициативе генерального директора телеканала 2х2 Льва Макарова пятая вручаемая награда присуждалась особым образом. Накануне на официальном фестивальном сайте www.animafest.org завершилось открытое голосование зрителей за анимационные работы претендентов на Приз зрительских симпатий.
Неожиданно для организаторов ФААФ возникло даже соперничество среди поклонников некоторых работ. Так сообщества любителей аниме активно поддерживали выдвижение фильма «Свет» японского режиссёра Юты Сукегавы, а другие группы социальных сетей продвигали фильмы «Крепость» питерского автора Дмитрия Федотова, «Джи. Смерть – неудачник» молдавского режиссёра Дмитрия Волошина и «Леденец» белоруса Геннадия Буто.
Разумеется, этому способствовала процедура регистрации для голосования через популярные социальные сети, что одновременно позволило исключить массовую фальсификацию голосов и облегчило голосование всем желающим.
Вероятно, влияние социальных сетей на результаты зрительского голосования будет и в дальнейшем только расти, поэтому аудиторы конкурса решительно подошли к подсчёту голосов и отбросили сомнительные голоса с фейковых страниц соцсетей, а так же оценки «1», как необъективные и явно умышленно занижающие средний бал кандидата на награду.
В результате со значительным отрывом, более чем в две сотни голосов, победу одержал фильм «Крепость» Дмитрия Федотова, а сам Дмитрий первым поднялся на сцену за заслуженной наградой своего многолетнего труда, поскольку весь фильм он создавал один и для этого овладел навыками работы в нескольких профессиональных программах трёхмерной компьютерной анимации.
Впрочем, и жюри, и зрители отметили очень высокий уровень всех представленных на конкурс работ, и это крайне усложнило публичную работу Большого жюри ФААФ.
Из-за различий во мнениях судей Жюри ведущий церемонии и популярных передач телеканала 2х2 Сергей Мезенцев был даже вынужден дважды приглашать на сцену его председателя Тобина Обера использовать право решающего голоса для окончательного определения победителей.
И всё же такая открытость в принятии решений явна на пользу Фестивалю, и не только обеспечила интригу торжественного вечера, но и продемонстрировала независимость жюри и желание организаторов обеспечить равные возможности для всех участников фестивального конкурса.
В итоге награды Первого международного Фестиваля Авторского Анимационного Фильма присудили работам: «Леденец» (Россия-Беларусь-Франция) – за лучшее звуковое решение; «Между Медведями» (Израиль) – за лучшее визуальное решение; «Гордость Фламинго» (Германия) – за лучший сценарий; «Пустошь» (Австралия) – за лучшую режиссуру.
Все выходившие на сцену победители были чрезвычайно рады и горды полученными призами, но, безусловно, больше всех Фестиваль порадовал самих зрителей уникальной программой лучших современных произведений авторской анимации из Канады, Великобритании, США, Австралии, Японии, Франции, Германии, Испании, Израиля, Польши, России, Беларуси, Молдовы и других стран. Пришедшие гости с удовольствием отмечали хорошую организацию, незатянутость и демократичность фестивальной церемонии в духе телеканала 2х2. А на последовавшем за церемонией фуршете поражало изобилие угощений и очаровательная атмосфера всеобщей доброжелательности, окутавшая общество сытых профессионалов и любителей анимации.
Вот так и прошел Фестиваль в новом международном формате и прошел на удивление удачно. Изумляли даже высокие рейтинги фестивальных показов на телеканале 2х2 и активное голосование зрителей за претендентов на Приз зрительских симпатий. Трудно поверить, что такое важное мероприятие не имело никакой поддержки Министерства культуры и других учреждений, ратующих за развитие национальной анимации и международное сотрудничество в производстве фильмов.
Но, оказывается, организаторы ФААФ телеканал 2х2 и Некоммерческое партнерство «Аниматограф» не стали никуда обращаться, а сами проделали огромную работу по сотворению первого в мире телевизионного фестиваля авторской анимации. Тем самым организаторы доказали, что сама авторская анимация востребована на телевидении и у неё есть массовый телезритель, а все утверждения о её «неформате» и «непривлекательности» для широкой аудитории просто выдумки некомпетентных бюрократов.
Все любят фестивали. Хотя, наверное, бывают и исключения, но это мало меняет общее настроение и интерес к фестивальным событиям. Поэтому Фестиваль Авторского Анимационного Фильма был обречен на внимание зрителей разного возраста и занятий, многие из которых регулярно смотрят телеканал 2х2, где в 2008 году родился первый ФААФ, состоящий в то время исключительно из работ российских аниматоров.
И вот в 2013 году Фестиваль появился вновь на канале 2х2 и прошёл в новом международном формате конкурсного и внеконкурсного показа, но его организаторы, воодушевившись успехом, сообщили, что следующий фестиваль пройдет уже в 2014 году и станет проходить ежегодно, даря много радости самой искренней и преданной аудитории поклонников авторской анимации.
Источник Аниматограф.ру